Правильный выбор профессии подростков поможет в борьбе и профилактке такого нового, но распространенного явления как «кризис середины обучения». Что же такое «кризис середины обучения» или «кризис третьекурсника»? Это состояние психологического напряжения студента, при котором он испытывает трудности с мотивацией к обучению.
По данным результатов исследования, проведенных Медведевой и Пешкиным в 2015 году в рамках своей работы «Особенности учебной мотивации у студентов ВУЗа», у студентов плохо сформировано представление о своей специальности, в следствии чего наблюдается низкая мотивация к учебной деятельности. В данной цепочке отсутствует звено, связующее эти два фактора – переживание студентами кризиса 3 курса, который возникает по причине разочарования в профессии, что приводит к снижению мотивации студентов.
Согласно наблюдениям Томского Государственного Университета первый и второй курс университета знаменуются периодом адаптации к более взрослому этапу жизни и к началу третьего курса, период адаптации заканчивается. Наступает период «разочарований». Все перестает быть идеальным, как казалось, потому что студенты сталкиваются с «внутренней кухней» своей специальности, ее реальными характеристиками и проблемами соотношения притязаний с реальностью. Студенты встречаются с противоречием теоретических знаний с практикой и впадают в кризис, вызванный состоянием когнитивного диссонанса. Что в последующем и приводит к нарушениям мотивационной сферы обучающихся.
Актуальность данной проблемы для студентов заключается в том, что переживание кризиса 3 курса влечет за собой такие последствия как снижение успеваемости и импульсивные решения в виде отчисления из университета. Изучение данной проблемы и подбор психокоррекционных методик обеспечит более органичный процесс переживания кризиса, а также повышение мотивации к обучению, что сэкономит студентам нервы, время и деньги.
Со стороны вузов актуальность заключается в том, что по данным за 2012 год в России количество студентов, переживающих кризис третьего курса, достигает 44,3%. Эта цифра имеет два значения: финансовое и репутационное. Финансовая часть состоит в том, что кризис содвигает студентов бросать обучение – университет теряет своих клиентов. Репутационная часть – это негатив со стороны студентов к вузу, а также дурная слава на рынке трудоустройства ввиду выпуска неквалифицированных кадров. Также хочется отметить свой личный опыт, который также говорит о серьезности проблемы. В мой год обучения в Университет Международного Бизнеса поступило 1200 обучающихся, из которых выпустились только 600 человек.
Эта проблема актуальна не только для студентов, ВУЗов, но и для работодателей, так как на выходе из высшего учебного заведения мы сталкиваемся с проблемой недостаточной квалификации кадров. Принимая таких сотрудников на работу, организация сталкивается со множеством рисков: от переобучения работника до быстрого его выгорания, что влечет за собой немалые объемы моральных и финансовых затрат.
Впервые кризис середины обучения описал М. Б. Фридман в своей работе «The passage through college», посвященной анализу шести стадий университетского обучения в США. Основная мыль Фридмана по данной проблеме состоит в том, что студенты второго и третьего курса остаются незамеченными как для администрации вузов, так и для ученных, в плане психологического состояния обучающихся и особенностей переживания данного периода обучения. Автор даже называет студентов «невидимками» и «забытым годом». Благодаря этой работе, в последующем в Университете Северной Каролины были организованны курсы психологического сопровождения. После их прохождения, 75% студентов сумели успешно преодолеть кризис и завершить обучение на «отлично» без каких-либо отсрочек и задержек.
Также Е. Л. Солдатова в своем исследовании кризиса перехода к взрослости обнаружила, что на втором этапе формирования идентичности в юношеском возрасте происходит столкновение «Я-идеального» и «Я-реального», что приводит к размытию границ идентичности. У индивида наблюдается снижение самооценки, он перестает верить в собственные возможности, но при этом находится в постоянном поиске подходящих ему образцов идентичности. Переосмысление своей идентичности может являться причиной кризиса середины обучения, так как «Я-идеальное» может поменяться в этом процессе. Тогда происходит несоответствие между реальностью и новой системой притязаний, в следствие чего, студент перестает себя идентифицировать с выбранной им раннее профессией.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что профориентирование подростков является одним из ключевых факторов при профилактике кризиса середины обучения. Профориентация – главный помощник, как для детей, чтобы помочь им избежать данной проблемы и предотвратить более сложные личностные кризисы, так и для родителей, чтобы не только сэкономить деньги и силы, затрачиваемые на обучение своих детей, но и органично пережить этот сложный период.
Автор статьи: организационный психолог Озибекова С.С.